Структура и органы управления

Линейно-функциональная структура управления школой.

Эта схема управления школой объединяет черты двух организационных моделей: наравне с линейной иерархией предусмотрено функционирование административных подразделений, уполномоченных влиять на общие показатели деятельности школы и вместе с тем отвечающих за определенные функции (управляющий совет, методический совет). Сильной стороной линейно-функциональной структуры является обеспечение принципов гласности, справедливости, равноправия, а основные риски заключается в возможности утраты четкости целевых установок из-за необходимости согласования стратегического решения с различными комитетами и внесения многочисленных правок для удовлетворения пожелания широкого круга поставщиков и потребителей образовательных услуг.

В школе используется четырехуровневая структура управления, в которой каждый наглядно видит свое место в иерархии управления и других ее субъектов, и понимает принципы и механизмы действия, связи и отношения между входящими в ее состав компонентами.

Первый уровень — (высший) в структуре занимают директор учреждения и полномочные коллегиальные органы:

— общее собрание работников учреждения,

— управляющий совет школы,

— педагогический совет.

Второй уровень — представлен заместителями директора учреждения и такими службами, как методический совет, бухгалтерия, отдел кадров, библиотека, социально-психологическая служба.

Третий уровень — уровень руководителя методических объединений, временных творческих групп, учителей-предметников, организатора по внеклассной работе и других педагогических объединений.

Четвертый уровень — занимают ученический актив и подструктура самоуправления.

Каждой ступени отводится то или иное место не в соответствии со значительностью или значимостью субъектов, а по принципу их взаимодействия, подчиненности и соподчиненности, что объясняет некоторую условность принадлежности управленца к определенному уровню и что создает возможность различных модификаций структуры в зависимости от особенностей и статуса образовательного учреждения.

Уровни управления линейно-функциональной структуры рассмотрены ниже в таблице.

Уровни управленияУправленцы и их обязанности
ПервыйРуководитель МАОУ «СОШ № 3″Школа МЧС» — главное управленческое лицо, несущее личную ответственность за порядок реализации всех видов деятельности в школе — от качества предоставления образовательных услуг до обеспечения условий по охране жизни и здоровья учеников и педагогов. Директор единолично отчитывается перед представителями вышестоящих организаций и находится в непосредственном подчинении учредителя. В первый уровень управления также входят органы, наравне с директором определяющие стратегические пути развития МАОУ «Школа МЧС»: Управляющий совет школы; Педагогический совет. Эти объединения наравне с руководителем представляют интересы учреждения в государственных и общественных организациях. Стратегически значимую позицию занимает Общее собрание трудового коллектива МАОУ » Школа МЧС», определяющее Программу развития. Вместе с тем только директор несет персональную административную и юридическую ответственность за слаженность работы учреждения, безопасность педагогического коллектива и учеников.
ВторойВ непосредственной подчиненности у директора находятся заместители (по административно-хозяйственной и учебно-воспитательной работе). Также в этот уровень подчиненности включены сотрудники, которые входят в сферу влияния управляющего или педагогического совета — члены методического совета, бухгалтерия, отдел кадров, библиотека, социально-психологическая служба.
Задача заместителей и специалистов — обеспечение реализации целей и задач, озвученных директором школы, с их разбивкой на более мелкие задания, последующим делегированием полномочий и контролем выполнения, т.е. осуществление тактического выполнения стратегических целей администрации МАОУ «ШКОЛА МЧС».
ТретийТретий уровень структуры школы — оперативного управления — представляют педагоги, в т.ч. члены методических объединений и специальных служб. (МОП)
ЧетвертыйЧетвертую управленческую ступень представляет ученический коллектив.

Особенности организации структуры управления школой

В связи с организационными особенностями структура управления современной школой, объединяющая административные органы разного типа, требует пояснений по каждому из звеньев.

Непосредственное управление образовательной организацией осуществляет руководитель (директор), прошедший процедуру аттестации и утвержденный учредительным органом. Круг ответственности директора составляют непосредственные управленческие обязанности, направленные на улучшение показателей образовательного процесса и эффективности педагогической работы, последовательное улучшение условий образования, обеспечения в учреждении норм противопожарной и антитеррористической безопасности. Стратегическое управление наравне с руководителем осуществляют самоуправленческие организации — управленческий, педагогический и методические советы, круг полномочий которых регламентируется актуальными нормативно-правовыми нормами и локальными актами школы, а также ученический совет, функционирующий на правах соуправления.

Формы школьного самоуправления

Особенности функционирования и круг полномочий

Управляющий совет школы

Совет школы — высший коллегиальный орган ОУ, создание которого обосновано ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Создание такой структуры в управленческой модели школы обеспечивает возможность реализации государственно-общественного порядка руководства, поскольку состав Совета формируют представители родительской общественности, ученического коллектива, педагогов (в равном количестве представителей). Функции Совета школы носят стратегический характер, к их числу относится:

1. Утверждение плана стратегического развития ОУ.

2. Представление интересов школы совместно с директором в государственных органах, общественных организациях с целью улучшения учебно-воспитательных условий, защиты прав несовершеннолетних, обеспечения материально-технических условий для удовлетворения широкого круга образовательных потребностей школьников.

3. Определение содержания, методов, средств и приемов организации образовательного процесса с учетом требований школьного методического совета и государственных нормативов.

4. Утверждение режима работы школы.

5. Поддержание административных и общественных инициатив, направленных на улучшение условий школьной жизни, совершенствованию показателей учебно-воспитательного процесса.

6. Мониторинг процесса расходования бюджетных средств, реализация инициатив по созданию собственного материально-технического фонда организации.

7. Заслушивание отчетов представителей школьной администрации, школьных методистов, учителей, при возникновении спорных ситуаций — принятие решений о продлении или окончании их полномочий.

8. Защищает сотрудников школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность и предупреждение препятствованию выполнению ими должностных обязанностей.

Функционирование школьного совета осуществляется в тесном сотрудничестве со школьной администрацией с соблюдением принципов толерантности, взаимоуважения и гласности, что реализуется через поиск компромисса при возникновении спорных ситуаций и широкое оповещение общественности о принятых решениях.

Педагогический совет

Педагогический совет, в который входят все учителя школы, является консультативным органом, на который возложены функции координации методико-педагогической работы в ОУ. Собрания органа созываются по мере необходимости (но не реже одного раза в четверть), решения принимаются путем голосования большинства (при условии присутствия на заседании не менее двух третей от общего числа педагогов).

Педагогический совет уполномочен:

1. Координировать деятельность школьных методобъединений.

2. Разрабатывать новые направления и формы методической работы в ОУ.

3. Решать вопросы методического обеспечения, утверждать измененные, адаптированные и авторские учебные программы, разработанные учителями школы дидактические и наглядные пособия.

4. Организовывать проектную, исследовательскую, новаторскую педагогическую деятельность.

5. Обеспечивать систематическое консультирование педработников, особенно молодых специалистов, по вопросам пополнения личной методической копилки и повышения профессионального уровня, подготовки к аттестационному оцениванию.

6. Разработка и проведение мероприятий по распространению передового педагогического опыта.

7. Налаживание связей с ведущими педагогами из других образовательных учреждений.

8. Контроль внедрения передовых педагогический технологий в учебно-воспитательный процесс.

Общее собрание трудового коллектива

Общее собрание трудового коллектива в структуре органов управления школой занимает особое место, поскольку его состав формируют все сотрудники учреждения без исключения. Заседание собрания считается правомочным при условии участия более половины работников школы и присутствия представителей профсоюзного органа. Решения принимаются путем отрытого голосования большинства членов собрания. В круг компетенций Общего собрания трудового коллектива входит:

1. Рассмотрение и утверждение Устава ОУ, а также дополнений и уточнений к этому локальному документу.

Совет командиров.

Совет командиров — исполнительный орган самоуправлений, который выбирается сроком на год из числа наиболее инициативных, ответственных и дисциплинированных кадетов 5-11 классов. Полномочия Совета командиров :

1. Оказание посильной помощи педагогам и сотрудникам ОУ в вопросах обеспечения оптимальных условий ведения образовательного процесса.

2. Подготовка, организация и проведение мероприятий трудового, социально-коммуникативного, общественно полезного, экологического воспитания.

3. Участие в подготовке и проведении предметных олимпиад, конкурсов, творческих вечеров, торжественных линеек.

4. Контроль ученического самообслуживания в школе.

Мы используем систему планирования, которая называется цикловым планированием. Она помогает нам управлять учебно-воспитательным процессом. При таком планировании значительно легче предусмотреть использование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.

Алгоритм циклового планирования прост: исходя из своих функциональных обязанностей, администратор определяет, что ему придется делать один раз в год, в полгода, в триместр, в месяц, в неделю. Таким образом, складывается общая картина управленческих действий. Далее определяются связи: вертикальные — перед кем отчитываешься или на кого направлены твои управленческие действия, горизонтальные — с кем будешь сотрудничать, выполняя часть поставленной задачи сугубо по собственному функционалу или делегированному директором. Последнее, что необходимо решить в частоте управленческих действий — это время исполнения. Таким образом, управленец уже может видеть, насколько он в состоянии управлять своей подсистемой, насколько обеспечил ее функционирование и развитие. Нам наиболее удобна циклограмма работы по месяцам: циклограмма работы и распределения обязанностей между руководителями подразделений учреждения, ежемесячные совещания при директоре, циклограмма заместителя директора по УВР, циклограмма совещаний при завуче, календарный план работы школы.